Дизельное топливо по ГОСТ 305-82
Нефтеперерабатывающей промышленностью вырабатывается Дизельное топливо по ГОСТ 305-82 трех марок:
- З - зимнее, применяемое при температурах до -20 °С (в этом случае зимнее дизельное топливо должно иметь Tзастывания = -35 °С и Tпомутнения = -25 °С), или зимнее, применяемое при температурах до -30 °С, тогда топливо должно иметь Tзастывания = -45 °С и Tпомутнения < -35 °С);
- А - арктическое, температура применения которого до -50 °С
- Л - Летнее, применяемое при температурах окружающего воздуха выше 0 °С;
Содержание серы в дизельном топливе марок Л и З не превышает 0,2 % - для I вида топлива и 0,5 - для II вида топлива, а марки А - 0,4 %.
В условное обозначение на арктическое дизельное топливо входит только содержание серы: А-0,2.
Для удовлетворения потребности в дизельном топливе разрешаются по согласованию с потребителем выработка и применение топлива с Tзастывания = 0 °С без нормирования Tпомутнения. В соответствии с ГОСТ 305-82 принято следующее условное обозначение дизельного топлива: летнее топливо заказывают с учетом содержания серы и температуры вспышки (Л-0,2-40), зимнее - с учетом содержания серы и температуры застывания (З-0,2-минус 35).
Дизельное топливо по ГОСТу 305-82 получают компаундированием прямогонных и гидроочищенных фракций в соотношениях, обеспечивающих требования стандарта по содержанию серы. В качестве сырья для гидроочистки нередко используют смесь среднедистиллятных фракций прямой перегонки и вторичных процессов, чаще прямогонного дизельного топлива и легкого газойля каталитического крекинга.
Содержание серы в прямогонных фракциях в зависимости от перерабатываемой нефти колеблется в пределах 0,8-1,0 % (для сернистых нефтей), а содержание серы в гидроочищенном компоненте - от 0,08 до 0,1 %.
Дизельное топливо предназначено для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники. Условия смесеобразования и воспламенения топлива в дизелях отличаются от таковых в карбюраторных двигателях. Преимуществом первых является возможность осуществления высокой степени сжатия (до 18 в быстроходных дизелях), вследствие чего удельный расход топлива в них на 25-30 % ниже, чем в карбюраторных двигателях.
В то же время дизели отличаются большей сложностью в изготовлении, большими габаритами.По экономичности и надежности работы дизели успешно конкурируют с карбюраторными двигателями.
Основные эксплуатационные показатели дизельного топлива:
- цетановое число, определяющее высокие мощностные и экономические показатели работы двигателя;
- фракционный состав, определяющий полноту сгорания, дымность и токсичность отработавших газов двигателя;
- вязкость и плотность, обеспечивающие нормальную подачу топлива, распыливание в камере сгорания и работоспособность системы фильтрования;
- низкотемпературные свойства, определяющие функционирование системы питания при отрицательных температурах окружающей среды и условия хранения топлива;
- степень чистоты, характеризующая надежность работы фильтров грубой и тонкой очистки и цилиндро-поршневой группы двигателя;
- температура вспышки, определяющая условия безопасности применения топлива в дизелях;
- наличие сернистых соединений, непредельных углеводородов и металлов, характеризующее нагарообразование, коррозию и износ.
Характеристики дизельного топлива (ГОСТ 305–82)
Показатели | Норма для марок | ||
---|---|---|---|
Л | З | А | |
Цетановое число, не менее | 45 | 45 | 45 |
Фракционный состав: |
|||
50 % перегоняется при температуре, °С, не выше | 280 | 280 | 255 |
90 % перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше | 360 | 340 | 330 |
Кинематическая вязкость при 20 ° С, мм2/с | 3,0-6,0 | 1,8-5,0 | 1,5-4,0 |
Температура застывания, ° С, не выше, для климатической зоны: | |||
умеренной | -10 | -35 | - |
холодной | - | -45 | -55 |
Температура помутнения, ° С, не выше, для климатической зоны |
|||
умеренной | -5 | -25 | - |
холодной | - | -35 | - |
Температура вспышки в закрытом тигле, ° С, не ниже: |
|||
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин | 62 | 40 | 35 |
для дизелей общего назначения | 40 | 35 | 30 |
Массовая доля серы, %, не более, в топливе: |
|||
вида I | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
вида II | 0,5 | 0,5 | 0,4 |
Массовая доля меркаптановой серы, %, не более | 0,01 | 0,01 | 0,01 |
Содержание фактических смол, мг/100 см3 топлива, не более | 40 | 30 | 30 |
Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более | 5 | 5 | 5 |
Йодное число, г I2/100 г топлива, не более | 6 | 6 | 6 |
Зольность, %, не более | 0,01 | 0,01 | 0,01 |
Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более | 0,20 | 0,30 | 0,30 |
Коэффициент фильтруемости, не более | 3 | 3 | 3 |
Плотность при 20 ° С, кг/м3, не более | 860 | 840 | 830 |
Примечание. В топливах марок Л, З, А Cероводород, водорастворимые кислоты и щелочи, механические примеси и вода отсутствуют; Испытание на медной пластинке — выдерживают |