Бензин
Двигатель автомобиля является энергетической установкой, источником энергии которой служит бензиновое или газовое топливо. Другие источники энергии, такие как твердое топливо, аккумуляторные и солнечные батареи, в настоящее время широкого распространения не получили.
Первый двигатель внутреннего сгорания был создан в 1860 году французом Этьеном Ленуаром. Топливом для него служил синтетический газ, полученный из угля или торфа. Немецкий конструктор Николай Отто в 1876 году построил первый 4-тактный двигатель, усовершенствовав конструкцию Ленуара. В 80-х годах прошлого столетия одновременно 0. Костович в России и К. Бенц в Германии создали двигатели внутреннего сгорания, работавшие на бензине, считавшемся отходом переработки нефти. В конце XIX века Рудольф Дизель изобретает двигатель с воспламенением топлива от сжатия, названный дизелем по имени своего изобретателя.
Бензин (от франц. bеnzinе) - смесь легких углеводородов с температурой кипения 30-2053С. Прозрачная жидкость плотностью 0,70 - 0,78 г/см3. Бензин производится путем смешивания компонентов первичной (прямой) перегонки нефти, продуктов крекинга отдельных ее фракций и присадок (в основном повышающих октановое число, см. ниже).
Бензин является топливом для автомобильных двигателей с искровым зажиганием.
Детонационная стойкость - важнейший показатель качества бензина. Несоответствие марки бензина параметрам двигателя может вызывать детонационное сгорание топлива, сопровождаемое характерным металлическим стуком, повышением дымности отработавших газов и температуры в цилиндрах двигателя. Это связано с самовоспламенением части рабочей смеси, горение которой приобретает взрывной характер (детонация). При детонации скорость распространения фронта пламени в камере сгорания увеличивается с 15 - 20 до 1500 - 2500 м/с. Мгновенное повышение температуры и возникновение ударных волн ведет к перегреву и оглавлению днища поршней, прогару прокладки головки блока цилиндров, пригоранию и разрушению поршневых колец, износу шатунных вкладышей коленчатого вала.
Октановое число (ОЧ) бензина - основной показатель, характеризующий детонационную стойкость бензина. Определяют подбором смеси эталонных углеводородов - гептана (ОЧ = 0) и изооктана (ОЧ = 100), детонационная стойкости, которой равна детонационной стойкости испытываемого бензина при равных условиях испытания. Процентное содержание изооктана в полученной смеси принимают за октановое число бензина.
Определение ОЧ производится на специальной моторной установке, с переменной степенью сжатия, двумя методами: исследовательским и моторным.
При исследовательском методе режимы и параметры моторной установки подбирают так, чтобы характеризовать детонационные свойства бензина при эксплуатации автомобиля в городских условиях (движение с небольшой скоростью, частыми пусками и остановками двигателя).
Моторный метод имеет более жесткий режим испытания (повышенная температура, большее число оборотов) для определения ОЧ бензина в условиях форсированной работы двигателя (на пример, при движении по скоростной трассе). В связи с этим, ОЧ, по исследовательскому методу на 4 -10 единиц выше, чем по моторному.
Если марка бензина содержит букву "И" (например, АИ-93), цифра соответствует ОЧ, определенному по исследовательскому методу, если ее нет - по моторному методу. Исключение составляют марки бензина А-80, А-92 и А-96.
При вынужденном использовании низкооктанового бензина недопустим быстрый разгон и движение с высокой скоростью. Следует пользоваться в основном низшими передачами.
Октановое число смеси разных марок бензина. Изменить ОЧ топлива можно путем смешения низко- и высокооктанового бензинов. Октановое число такой смеси (по моторному методу) подсчитывается по следующей формуле: ОЧсмеси = ОЧн + q х (ОЧв - ОЧн), где ОЧ в и ОЧн - октановые числа соответственно высоко- и низкооктанового бензина по моторному методу, qх - доля высокооктанового бензина в смеси. Если ОЧ компонентов смеси определены по исследовательскому методу, их следует заменить ОЧ, определенными по моторному методу.
Высокая детонационная стойкость (большое ОЧ) бензина достигается использованием в качестве его компонентов высокооктановых вторичных продуктов переработки нефти и (или) антидетонаторов
Антидетонаторы - вещества, которые добавляются в бензин с целью повышения его детонационной стойкости. Самым эффективным антидетонатором является тетраэтилсвинец (ТЭС) - РЬ(С2Н5)4. Представляет собой тяжелую маслянистую, бесцветную и сильно ядовитую жидкость. В качестве антидетонатора ТЭС используется с 1921 года, однако более дешевого и столь же эффективного аналога пока не создано. Об эффективности ТЭС можно судить по следующему факту: в концентрации 0,05% он повышает октановое число на 15-17 единиц.
В чистом виде ТЭС в бензин не добавляется, так как образующийся в результате сгорания оксид свинца имеет очень высокую температуру плавления (880°С) и не выносится из камеры сгорания, осаждаясь в виде нагара на клапанах, свечах и т.д. Поэтому в ТЭС добавляют вещества-выносители, вступающие в процессе сгорания в реакцию со свинцом и его оксидами. В результате получаются легколетучие соединения, которые выносятся из камеры сгорания с отработавшими газами.
Смесь ТЭС с выносителем и специальным красителем (для предупреждения о высокой токсичности) называется этиловой жидкостью, а бензин, в который она добавляется, называется этилированным.
Применение этилированного бензина недопустимо на автомобилях, оборудованных специальными каталитическими нейтрализаторами для очистки от отработавших газов. Оксиды свинца выводят нейтрализатор из строя через несколько часов работы двигателя.
В бензинах А-76, А-80, А-91 и А-92 применяются антидетонаторы на основе ароматических аминов (экстралин, АДА, Дакс, Самин). Эти вещества малотоксичны, не образуют нагара, стабильны и обладают хорошей эффективностью - в концентрации до 1% повышают ОЧ бензина на 9 - 12 единиц.
Одним из наиболее эффективных антидетонаторов, широко применяемых в настоящее время в высокоразвитых странах, является метилтретбутиловый эфир (МТБЭ). По свойствам МТБЭ близок к бензинам, имеет высокое октановое число, нетоксичен. Добавка 10-15% МТБЭ в бензин повышает ОЧ на 6 -12 единиц, что позволяет получать неэтилированные бензины с высокой детонационной стойкостью и хорошими экологическими характеристиками.
Условия хранения бензина должны соответствовать требованиям для любой легкоиспаряющейся жидкости. Отсутствие герметизации при перекачке, хранении и транспортировке приводит к потере легких фракций, что ухудшает пусковые свойства бензина, снижает его 04, усиливает нагарообразование в камере сгорания за счет испарения выносителей свинца для этилированных бензинов. Повышенная температура и солнечный свет ускоряют образование смол в бензине. Поэтому при длительном хранении бензина рекомендуется держать его в доверху заполненной, плотно закрытой канистре в темном, прохладном помещении.
Ассортимент, состав и качество автомобильных бензинов
Основную массу автобензинов в России вырабатывают по ГОСТу и техническим условиям (ТУ). Выпуск бензинов по ТУ обусловлен тем, что их качество по отдельным показателям не отвечает требованиям ГОСТа, однако цена и качество такого бензина вполне устраивает потребителей. По ТУ выпускают марки: А-80, А-92, А-96, АИ-98.
Бензины по ГОСТу, в зависимости от испаряемости и, соответственно, пусковых свойств, делятся на зимние, летние и всесезонные сорта. Зимние сорта содержат больше легких (пусковых) фракций, поэтому заправка ими автомобиля летом может вызвать паровоздушные пробки в топливной системе, приводящие к перебоям в работе двигателя.
В целях повышения конкурентоспособности российских бензинов и доведения их качества до европейских стандартов с 1 января 1999 года был введен в действие ГОСТ Р 51105-97 "Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия", который предусматривает выработку только неэтилированных бензинов (максимальное содержание свинца не больше 0, 01 г/л). Этот ГОСТ не заменяет ГОСТ 2084-77, который позволяет выпускать как неэтилированный, так и этилированный бензин. В зависимости от 04 (по исследовательскому методу), установлено четыре марки бензинов: "Нормаль-80", "Регуляр-91", "Премиум-95" и "Супер-98". Первый предназначен для автотранспорта, использующего А-76. "Регуляр-91" заменяет А-92, 93. Бензины "Премиум-95" и "Супер-98" полностью отвечают западным стандартам и предназначены в основном для автомобилей иностранного производства.
Рекомендации
Автомобильные топлива являются сложными многокомпонентными системами, поэтому невозможно визуально определить их качество без проведения испытаний в специализированной лаборатории. Во избежание заправки автомобиля некачественным бензином не следует заправляться из цистерн передвижных автотопливозаправщиков, стоящих целый день на открытой местности, особенно в летний зной. Даже в качественном бензине или дизельном топливе после долгого хранения в нагретой металлической цистерне образуются смолы, которые приведут к повышенному нагарообразованию в двигателе. Как правило, такое топливо содержит много механических примесей и недостаточное количество легких (пусковых) фракций. Поэтому лучше пользоваться услугами стационарных ДЗС, имеющих лицензию на право торговли нефтепродуктами.
В случае сомнения в качестве топлива вы вправе потребовать от работников АЗС сертификат соответствия - документ, удостоверяющий, что топливо соответствует всем требованиям нормативно-технической документации (ГОСТам, ТУ) на данную марку.
В сертификате указываются:
- срок его действия;
- изготовитель топлива;
- данные об испытательной лаборатории и органе, выдавшем сертификат.
В случае явного недолива топлива можно потребовать у работников АЗС паспорта госповерки раздаточных устройств или проверки точности налива с помощью специально откалиброванного мерника.
Если ваши претензии по качеству или (и) количеству заправленного топлива сочтут необоснованными, следует сразу обратиться с требованием проверки данной АЗС в экологический отдел Московской транспортной инспекции по адресу: ул. Петрозаводская, д. 32 а, тел. 451-92-07. факс 453-03-03. При обращении следует указать: номер АЗС. точный адрес, марку бензина и номер колонки, с которой вы заправлялись, время заправки.